Рынок инвестиционного страхования. Спрос на продукты и программы


Появление инвестиционно-страховых продуктов заметно изменило ландшафт рынка страхования жизни. Превалирующую долю премий по инвестиционно-страховым продуктам – 80%, обеспечивает банковский канал. Доминирующая роль банков в этом сегменте обусловлена, во-первых, уже налаженным сотрудничеством в реализации традиционных продуктов страхования жизни, во-вторых, потребностью банков расширить продуктовую линейку для VIP-клиентов.

Перспективы

Формирующаяся тенденция повышения доли накопительных продуктов в совокупных страховых сборах, по итогам ближайших пяти лет приведет рынок к принципиально иной структуре.

Если реализуется сценарий умеренного роста национальной экономики, 3-3,5% годовых по ВВП, и существенного перераспределения активов в финансовой системе, то темп роста рынка страхования жизни закрепится на уровне 35-40% в год (с учетом снижения влияния кредитного страхования). При этом в течение пяти лет накопительные программы страхования жизни и их доля в совокупных сборах увеличится до 55-60%.

Подобное развитие и структура рынка будут достигнуты при дальнейшем динамичном расширении сегмента инвестиционных продуктов по примеру стран Центральной и Восточной Европы.

Клиенты

Согласно данным экспертов, накопленным за три года продаж инвестиционных продуктов, превалирующую долю клиентов составляют мужчины – 57%. Средний возраст мужчин-клиентов — 49 лет, женщин – 47,8 лет.

Спрос на инвестиционно-страховые продукты обусловлен стремлением клиентов диверсифицировать риски потери покупательной способности своего портфеля. На инвестиционные продукты приходится до 20-25% портфеля клиента. В настоящий момент большинство частных инвесторов по-прежнему предпочитают «безрисковые» инструменты с фиксированной доходностью (депозиты, сертификаты).

Инвестиционно-страховые программы характеризует сочетание гарантии защиты капитала и потенциально более высокого инвестиционного дохода, нежели чем у консервативных банковских инструментов, что приводит к устойчивому росту их популярности.

Инвестиционная стратегия продукта позволяет, во-первых, в средне- и долгосрочной перспективе получить дополнительную доходность, потенциально сопоставимую или даже превышающую доходность базового актива. Во-вторых, обеспечить 100% возврат вложенных средств, даже если рынок показывает отрицательную динамику (защита капитала гарантируется договором страхования).