Рынок инвестиционного страхования. Спрос на инвестиционно-страховые продукты и программы в России


Появление инвестиционно-страховых продуктов заметно изменило ландшафт рынка страхования жизни. По оценке экспертов, по итогам 2011 года объем премий по инвестиционному страхованию достиг около 2,7-3 млрд. руб., что сопоставимо с 20-23% сборов по накопительному страхованию жизни.

Рынок страхования жизни России находится в фазе активного роста. 2010-2011 гг. показали, что влияние традиционного драйвера – кредитного страхования, стало снижаться.

Превалирующую долю премий по инвестиционно-страховым продуктам – 80%, обеспечивает банковский канал. Доминирующая роль банков в этом сегменте обусловлена, во-первых, уже налаженным сотрудничеством в реализации традиционных продуктов страхования жизни, во-вторых, потребностью банков расширить продуктовую линейку для VIP-клиентов.

Перспективы

Формирующаяся в России тенденция повышения доли накопительных продуктов в совокупных страховых сборах, по итогам ближайших пяти лет приведет рынок к принципиально иной структуре.

Если реализуется сценарий умеренного роста национальной экономики, 3-3,5% годовых по ВВП, и существенного перераспределения активов в финансовой системе, то темп роста рынка страхования жизни закрепится на уровне 35-40% в год (с учетом снижения влияния кредитного страхования). При этом в течение пяти лет накопительные программы страхования жизни и их доля в совокупных сборах увеличится до 55-60%.

Подобное развитие и структура рынка будут достигнуты при дальнейшем динамичном расширении сегмента инвестиционных продуктов по примеру стран Центральной и Восточной Европы. В зависимости от долгосрочной стратегии монетарных властей в отношении развития рынка страхования жизни, к 2017 году объем инвестиционного страхования предположительно составит 130-160 млрд. руб. и будет колебаться в пределах 60-70% от сборов по накопительному страхованию жизни.

Клиенты

Согласно данным экспертов, накопленным за три года продаж инвестиционных продуктов, превалирующую долю клиентов составляют мужчины – 57%. Средний возраст мужчин-клиентов – 49 лет, женщин – 47,8 лет. Средняя сумма по рублевым полисам, оформленным финансовыми консультантами компании, составляет около 300 тысяч руб.; по полисам, открытыми через банковский канал продаж, – около 1 млн. рублей. В компании также зафиксированы крупные сделки с единовременным взносом более десяти миллионов рублей.

Спрос на инвестиционно-страховые продукты обусловлен стремлением клиентов диверсифицировать риски потери покупательной способности своего портфеля. По нашей оценке, на инвестиционные продукты приходится до 20-25% портфеля клиента при среднем взносе в 1,1-1,2 млн. рублей. В настоящий момент большинство российских частных инвесторов по-прежнему предпочитают «безрисковые» инструменты с фиксированной доходностью (депозиты, сертификаты). Инвестиционно-страховые программы характеризует сочетание гарантии защиты капитала и потенциально более высокого инвестиционного дохода, нежели чем у консервативных банковских инструментов, что приводит к устойчивому росту их популярности.

Инвестиционная стратегия продукта позволяет, во-первых, в средне- и долгосрочной перспективе получить дополнительную доходность, потенциально сопоставимую или даже превышающую доходность базового актива. Во-вторых, обеспечить 100% возврат вложенных средств, даже если рынок показывает отрицательную динамику (защита капитала гарантируется договором страхования).

Авторы:

Станислав Майборода, начальник Управления инвестиционно-страховых продуктов,

Сергей Егоров, финансовый аналитик Управления Allianz РОСНО Жизнь





ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: