Рынок страхования жизни спасло от сильного падения «недострахование»


Участники рынка утверждают, что именно небольшой охват граждан страхованием жизни спас этот вид от большого падения.

Немаловажным фактором, повлиявшим на сохранение договоров, стала лояльная политика страховщиков. Компании разрешали клиентам вносить платежи частями, приостанавливать уплату платежей и менять валюту договоров. Корпоративным клиентам страховщики предложили возможность переложить обязанность по уплате взносов на самих сотрудников. Это хотя и снизило размер взносов, но позволило сохранить клиентов.

Основными негативными факторами, влияющими на деятельность страховщиков, пандемия, ситуация в банковском секторе и отсутствие поддержки государства. Сегодня люди надеются на поддержку со стороны государства, а не страховщиков.

Тем не менее лайфовый рынок оказался наиболее устойчивым в кризис. Компании по страхованию жизни ведут себя более устойчиво, поскольку занимаются длинными деньгами.

Действительно, у лайфовых компаний ситуация с резервами куда лучше, чем у рисковых компаний, которые по итогам двух кварталов почти половину активов держали в ценных бумагах, преимущественно в акциях. В случае с лайфовыми СК 35% резервов покрыты депозитами, в том числе 14,3% активов размещены на валютных депозитах. В акциях находится 8% активов, в облигациях 10,6%.

Но если для рисковых страховщиков ликвидность резервов имеет большое значение, потому они должны быть размещены в наиболее надежные и консервативные инструменты инвестирования, то для лайфовых компаний размещение активов в ценные бумаги не так критично, поскольку на длинных горизонтах инвестирования этот инструмент показывает большую доходность. Стоит отметить, что в отличие от рисковых компаний, которые инвестировали в государственные ценные бумаги всего 0,8%, лайфовые компании за последний год увеличили долю этих бумаг более чем вдвое, до 23,3%.

Если раньше эти инструменты считали низкодоходными, такими, что не покрывают размер инфляции, то сегодня их считают наиболее надежным вложением активов.

Кризис улучшил качество рынка. До этого все гнались за количеством премий, а не за качеством продукта. Рынок реструктуризировался. Кэптив с рынка ушел, корпоративных клиентов на самом деле не так много. Нет больше банкострахования, которое всего лишь давало объемы. Но сегодня компании не строят ничего нового, лишь делят то, что уже есть. А нынешние MLM-структуры (многоуровневый маркетинг) это угроза для рынка, и их нужно менять, 50% разрывов в MLM это проблема. Рынок страхования жизни регулируется посредниками, они взвинчивают цены на свои услуги. А посредниками страхнадзор вообще не занимается.

Не секрет, что до недавнего времени большинство платежей на украинском рынке страхования жизни обеспечивал брокер Евролайф. После разделения структуры и появления нового брокера EU Life началось соперничество структур. Наиболее распространенным способом мотивации брокера является комиссионное вознаграждение. Война комиссий приводит нередко к тому, что весь первый платеж, внесенный клиентом, компания отдает брокеру в качестве вознаграждения. Это влияет и на размер полученного клиентом в итоге инвестдохода, на размер выкупной суммы и возможность расторжения договора (как правило, в первые два-три года расторгнуть договор с компанией клиент не может).

Кризиса в Украине нет. Это экономическая реальность. Дешевых денег больше не будет. А агенты и брокеры думают, что они футболисты и их нужно покупать за большие деньги. А менеджмент компаний не всегда достаточно сильный, чтобы устоять под давлением MLM.
По мнению страховщиков, кризис усилил борьбу за клиента, и методы этой борьбы не всегда оказываются добросовестными. Очень часто приходится слышать, что агенты или брокеры порочат репутацию своих конкурентов. Очень плохо, если MLM ориентирован не на качественные продажи, а на развитие собственного бизнеса.

Изменились и мотивации для клиентов. По словам представителей рынка, чаще клиенты заинтересованы не в накоплении, а в финансовой защите своей семьи в случае смерти кормильца или получения инвалидности. Среди корпоративных клиентов преобладают мультинациональные корпорации, для которых страхование является обычной вещью, но и они дополняют свои пакеты рисками несчастный случай. В кризис мы отметили увеличившийся интерес к страхованию жизни. Нам поступает много запросов, и клиенты рассчитывают снова включить страхование жизни в свои социальные бюджеты со следующего года. Только 5% клиентов отказались и от рискового, и от лайфового страхования в группе компаний Инго, 35% клиентов нашей компании увеличили свои риски пропорционально росту курса доллара, 20-25% ввели дополнительные опции к договорам (например, выплата в случае наступления критического заболевания).

Помочь сбыту лайфовых компаний могут только обязательные виды страхования обязательное медицинское страхование и пенсионная реформа. Конечно, для этого нужно реформировать финансы государства. Кроме того, страховщикам, кроме закладывания в бюджеты своих операционных затрат, стоит предусмотреть затраты для продвижения реформ. При этом нужно повышать капитализацию рынка, ведь в недокапитализированный рынок не дадут таких социально важных видов страхования.

В прошлом году страховщики уповали на введение unit-linked, программ, позволяющих клиенту выбирать возможность инвестирования его активов. Страховщики не против поучаствовать в медицинской и пенсионной реформах, но заниматься активным участием, похоже, не спешат. Разработанная Концепция дальнейшего проведения пенсионной реформы не предусматривает возможности участия страховщиков во втором уровне системы.

Повысить капитализацию смогут не все компании. Судя по последним настроениям акционеров страховщиков, результаты лайфового страхования не особенно радуют инвесторов. Примечательно, что за последний год сменилось руководство почти всех крупных лайфовых компаний, а на первую десятку лайфовых страховщиков приходится 81,7% собираемых премий.