Накопительное страхование жизни и его инвестиционная составляющая


Накопительное страхование жизни – серьезная альтернатива таким финансовым инструментам, призванным сохранять ваши средства, как депозит или инвестиционный фонд.

Однако несмотря на оптимизм самих страховщиков, который вынудил высокопоставленных представителей этого рынка говорить о больших перспективах накопительного страхования, в первые посткризисные годы все пошло немного иначе.

Страхование жизни в период кризиса заметно пострадало из-за неопределенности экономических перспектив и снижения платежеспособного спроса. По итогам прошлого года на рынке страхования жизни собрали почти на 20% меньше, чем годом ранее. Выплаты по страхованию жизни упали на 11%.

Украинские компании по страхованию жизни больше всего премий собирают по накопительному страхованию жизни.

Основной проблемой для рынка страхования жизни станет отсутствие доверия клиентов к долгосрочным накопительным финансовым продуктам.

Как показывает история развития накопительного страхования, после кризиса должно пройти не менее 5 лет устойчивого роста финансовой системы, прежде чем доверие потребителей к ней вернется на достаточно высокий уровень. Так что в ближайшие несколько лет не стоит ждать взрывного роста накопительного страхования жизни.

Эксперты отмечают, что этот год станет годом развития правильного взаимоотношения банков и страховых компаний по страхованию жизни, а также подходов к клиентам и формированию продуктов. Короче говоря, страховщики сделают все, чтобы мы принесли им деньги. А вот стоит ли?

Когда говорят о накопительном страховании, имеют в виду, как правило, накопительное страхование жизни или пенсионное страхование. Последний вид пока в Украине распространен относительно слабо, хотя чиновники активно работают над изменением положения дел.

Совсем другое дело – страхование жизни. К этому типу относят все виды страхования, где в качестве объекта страхования выступает жизнь человека. Но так как на практике невозможно определить стоимость жизни человека, финансовые компании ориентируются на доход клиента. Вот и выходит, что объектом защиты выступает не столько жизнь и здоровье страхователя, сколько его доход. Согласно теории, в среднем сумма страховой защиты колеблется от 3 до 10 годовых доходов клиента. Однако встречаются и более экзотические предложения.

Такие договоры страхования заключаются на период не менее одного года. Следует иметь в виду, что различают рисковое и накопительное страхование жизни. В рисковом (классическом) страховании деньги клиента идут на покрытие риска и по окончании срока страхования не возвращаются, поэтому больше об этом виде страхования мы вспоминать в этом материале не будем.

Другое дело — страхование жизни с накоплением. Такой вид страхования сочетает в себе сразу две функции: сберегательную и рисковую. Классический пример — смешанное страхование на случай смерти и дожитие. То самое страхование «до совершеннолетия», которым, как уверяет российская Федеральная служба статистики, прямо накануне развала советского Госстраха, да и всего Союза, воспользовалась каждая пятая семья.

Такое страхование представляет собой совмещение инвестиционного фонда и рискового страхования. Часть денег клиента идет на покрытие страховых рисков, другая же вкладывается в малодоходные, но надежные сферы бизнеса и приносит инвестиционный процент. В случае дожития, по окончании срока страхования клиент получает вложенные деньги назад вместе с процентами.

Более того, в современной практике, например в Британии и США, в компаниях выплаты по рискам даже не вычитаются из накопительной части.

Среди рисков, которые включаются в договор страхования жизни, присутствует страхование от несчастного случая, от инвалидности, от заболевания (например, онкологического).

В итоге страховщик расстается с деньгами в случае, когда страхователь достиг определенного возраста, заболел или умер.

К фактам «за» можно причислить минимальный гарантированный доход, сейчас это 4% годовых. Все остальное зависит от эффективности инвестиционной стратегии компании. В среднем за прошлый год страховщики обеспечили клиентам доходность на уровне 12-16% годовых в национальной валюте. Озвучивать доходность на перспективу компании не имеют права, а в неофициальных беседах прогнозы совершенно противоречивые, от «базовых» 4% до 20-25% доходности.

Согласно законодательству, портфели «лайфовых» страховщиков могут состоять из депозитов до 50%, из облигаций — до 40%, из акций – до 30%, а из гособлигаций — до 10%. Учитывая, что даже в самые надежные бумаги на фондовом рынке компании стремятся вкладывать не более 5%, совершенно не ясно, на чем страховщики могут увеличить свою доходность. Потому можно предположить, что итоговая доходность на конец года в гривне будет мало отличаться от прошлогодней – те же 10-15%.

Но не стоит забывать, что это в среднем по рынку, а доходность каждой конкретной компании – дело рук этой конкретной компании. Естественно, далеко не все зарабатывают даже эти 15-16% годовых. Более того, среди лидеров рынка есть компании, которые выше 5—8% в год не поднимаются, оправдываясь абсолютной безопасностью своих вложений. Не стоит забывать и о возможном банкротстве компании, на страховом рынке пока нет фонда гарантирования вкладов физических лиц. Вот и выходит, что даже предоставляемая полисом страховая защита на случай смерти застрахованного не оправдывает разницы в доходности с банковским депозитом. А если еще и прибавить индекс инфляции за период «инвестирования», то результат вообще оставляет желать лучшего.

Теперь самое любопытное. Периодичность уплаты взносов. Обычно решение о том, как платить, принимает сам страхователь. Но тут есть одна неприятная тонкость. Сами страховщики предлагают заплатить деньги раз в год. Иначе при ежемесячной уплате платежей общий размер годового взноса по страховке увеличивается на определенный процент — от 3 до 5.

Кстати, если есть желание проиндексировать окончательный доход (увеличить страховую сумму на размер индекса инфляции), что часто рекомендуют сами страховщики, то на практике страховой взнос клиента просто увеличивается на этот индекс.

А если вдруг клиент решит расторгнуть договор, как, например, в случае с депозитом? Не тут-то было. Практически всегда выкупная сумма (сумма при досрочном расторжении страховки) формируется, эдак, лет после трех действия договора, и прекращение действия полиса до наступления оговоренного срока чревато полной потерей вложенных средств.

Но и это еще не все неприятные сюрпризы. Выкупная сумма не гарантирует возврата всех уплаченных взносов. Чем позже расторгается полис, тем большую часть можно получить на руки, но 100% получить можно лишь после оговоренного в договоре срока. В ряде компаний еще принято в полисе мелким шрифтом писать, что при расторжении договора страхователь возмещает еще и затраты на ведение дела (от 3—10%), рассчетно-кассовое обслуживание и т.д.

Да, не стоит забывать о налогообложении, как в случае получения инвестиционного дохода, так и при досрочном его расторжении. Заметим, у банковских депозитов такого неприятного момента нет.

Судя по всему, на сегодняшний день накопительное страхование может быть интересно лишь тем, кому критически важно диверсифицировать свои инвестиционные потоки, либо тем, кто всерьез нуждается в защите жизни и здоровья. Остальным мы рекомендуем дождаться стабилизации макроэкономического положения не только в стране, но и в регионе, а также более демократических условий от самих страховых компаний.