Рынок страхования жизни в России. Итоги 2012 года


Рынок страхования жизни в России в 2012 году по предварительным оценкам вырос на 60% до 55 млрд. руб. ($1,8 млрд.).

В 2011 году сборы по страхованию жизни составили 34 миллиарда рублей, по итогам 2012 года объем поступлений составил 55 млрд. руб.

В структуре премии более 57% взносов по новым договорам получено по кредитному страхованию жизни. По сути, это вмененное страхование, которое предлагается или навязывается банком заемщику при выдаче кредита.

Как правило, договоры кредитного страхования жизни заключаются с единовременной уплатой страховой премии и в составе этой премии от 60 до 90 процентов составляет комиссия банку. При этом, продажи таких продуктов идут не через собственную сеть продаж страховщика, а через сеть продаж банков, что позволяет банкам диктовать свои условия.

Подобный бизнес сильно зависит от макроэкономической ситуации в стране и при снижении потребительского спроса и качества заемщиков банки могут свернуть кредитование, как это произошло в 2008 году, и это приведет к схлопыванию рынка страхования.

Еще порядка 8,5% премии было получено в 2012 году по инвестиционному страхованию, при котором страховщик гарантирует возврат всей суммы накоплений.

Этот продукт начал пользоваться спросом, но в нем риски для страховых компаний. Чем-то он напоминает банковский депозит и в случае критической ситуации на рынке по аналогии с банками, когда вкладчики совершают набеги и забирают депозиты, могу происходить набеги и на страховые компании.

Есть несколько взглядов на развитие рынка страхования жизни.

Взгляд регулятора заключается в усилении контроля за инвестициями страховщиков жизни, создании системы гарантирования. Это приведет к дополнительной нагрузке на страховщиков, но не факт, что приведет к расширению клиентской базы.

Другая точка зрения – расширение поля деятельности страховщиков жизни за счет, например, участия в накопительной пенсионной системе, введение регулирования, направленного на развитие инвестиционных продуктов. И третья позиция – инвестирование в развитие собственных сетей дистрибуции и собственных страховых продуктов. Как известно, истина лежит где-то посередине.